23.09.2025

В этом исследовании мы ставили перед собой задачу изучить присутствие городов Золотого кольца в медиаполе (СМИ и социальные сети) и, с другой стороны, проанализировать уровень интереса к ним со стороны пользователей интернета.

Что мы увидели в исследовании медиаполя? В СМИ картина куда более динамичная, чем в соцсетях: города чаще меняются местами в зависимости от сезона:

  • Кострома зимой резко увеличивает присутствие и в соцсетях, и в СМИ.
  • Суздаль: в СМИ весной, а летом, в пик туризма, наоборот падение.
  • Сергиев Посад — «весенне-летний город» в СМИ, но в соцсетях в это время интерес снижается.

Дальше мы стали смотреть на уровень интереса и то, как люди ищут информацию о Золотом кольце и его городах. И тут нас ждал главный сюрприз: каждый апрель количество поисковых запросов увеличивается почти в 10 раз (350–400 тыс. запросов против обычных 35–40 тыс.) 🚀.

🤔 Кто же на самом деле продвигает Золотое кольцо? Сначала мы думали, что это местные СМИ, потом туроператоры, потом местные жители, потом решили что это туристы… Но правда оказалась куда интереснее.

Оказалось, что главный драйвер этого всплеска — вовсе не турпоток, а… школьная программа за 3 класс — Предмет «Окружающий мир», урок №29: «Золотое кольцо России». Проект «Музей путешествий» 📚! →

Каждый апрель ученики третьих классов по всей России, а также их родители, в рамках подготовки Проекта ищут информацию о городах Золотого кольца.

Генеральный директор исследовательского агентства DataLab Павел Мтиулишвили комментирует результаты исследования:

С коммуникационной и маркетинговой точек зрения это дает огромные возможности для продвижения городов в информационном поле и не только!

Апрельский «школьный хайп» — это ежегодный, прогнозируемый 10-кратный всплеск интереса к городам, который можно и нужно использовать в коммуникациях и маркетинге:

  • 📢 Контент в СМИ и соцсетях — готовые информационные карточки и наборы информации для школьных проектов (факты, фото, презентации).
  • 🎯 Таргетирование — рекламные кампании, направленные на родителей и школьников в марте — апреле.
  • ⚡️ Ситуационный маркетинг — акции и спецпредложения: туры для классов, предложения для родителей с ранним предупреждением о проекте, скидки по промокоду.

Важно, что при грамотном подходе и использовании в маркетинговых и коммуникационных целях, выиграть могут все:

  • города — получат больше медийного и туристического внимания. Особенно это важно городам, слабо присутствующим в информационном поле;
  • дети — яркие материалы и реальные впечатления;
  • родители — готовые решения для проектов и идей для семейных поездок;
  • туристическая отрасль (туроператоры, сервисы вроде Ostrovok, Tutu.ru, Яндекс.Путешествия и т.д.) — новый повод для коммуникаций.