19.09.2025

В летнем номере журнала «Российский продовольственный рынок» (№ 3/2025) опубликована статья аналитика Департамента исследований компании DataLab Лидии Пановой и ведущего маркетолога DataLab Татьяны Касимовой — «Рыба моей мечты!».

Исследование было посвящено изучению контекстов упоминания популярных у россиян видов рыбы, такие как сельдь сельдь, горбуша и минтай. Для этого мы отобрали более 4 млн сообщений в социальных сетях с августа 2024 года по июль 2025 го.

В ходе анализа собранных данных мы увидели и представили описание следующих контекстов: готовка и рецепты, икра, полезный продукт, детское питание, праздничный стол, ностальгия, негатив, корм для животных, дорогая/дешевая рыба, алкоголь, советы.

Краткие результаты:

  • Исследование показало, что у каждой рыбы в медиаполе есть свой потребительский образ и контексты и ситуации потребления благодаря чему каждая из рыб занимает свою нишу на рынке.

    Рыбы, доли по контекстам в социальных сетях →

  • Сельдь – это самая упоминаемая в социальных сетях рыба – почти 2,7 млн. сообщений за год. Пик упоминаний пришелся на декабрь.
  • Второе место по упоминаемости – горбуша, третье – минтай.
  • Минтай – ассоциируется больше с повседневным потреблением рыбы. Он подходит для прикорма маленьких детей как гипоаллергенный продукт. Люди отмечают пользу, доступность и недорогую цену этой рыбы. Также минтай используют в рационе домашних животных.
  • Сельдь и горбуша чаще упоминаются праздничные виды рыб. Причем первая это доступная часть традиционного блюда «Сельдь под шубой», связанного у людей с Новым годом и вызывающего ностальгию по СССР. Также селедка широко распространена как закуска к алкогольным напиткам и имеет самый яркий сезонный пик спроса.
  • Горбуша – более дорогая рыба для праздничного стола, но при этом воспринимается как более доступная замена другим видам красной рыбы.
  • Для всех пород рыбы в соцсетях существует устойчивый негативный нарратив, связанный с паразитами, аллергией и качеством. Активная работа с этой темой через образовательный контент (как правильно выбирать, разделывать, готовить), прозрачность цепочек поставок и оперативное реагирование на жалобы в соцсетях может стать конкурентным преимуществом и снизить потенциальный ущерб.

Социальные сети могут служить инструментами для быстрого и глубокого анализа рынка: например могут показать контексты упоминания и наиболее типичные ситуации потребления продуктов, типичные форматы покупки или восприятие продукта в массовом сознании.

Через социальные сети можно найти целевые аудитории, каналы продвижения брендов и их продукции, нишевые аудитории.

Данные соцсетей могут быть использованы для выявления коммуникационных разрывов, поиска месседжей и выбора инфлюэнсеров. Например, для минтая, горбуши и сельди в соцсетях мы выявили как рискосодержащие темы, так и отдельные достоинства (например, цена, польза), а также сферы с недостаточной коммуникацией. Видно, что контекст «советы» почти не раскрыт для всех рассмотренных пород рыбы, этот информационный вакуум представляет собой окно возможностей для брендов. Создание экспертного контента в этом поле (гиды по выбору, видео-инструкции, статьи о том, на что обращать внимание) позволит не только повысить лояльность и доверие к бренду, но и взять на себя роль лидера в категории, обучая потребителей и формируя новые стандарты потребления.

С детальными результатами исследования вы можете ознакомиться в полной версии статьи.