25 мая отмечается Международный день пропавших детей – памятный день, который призван напомнить обществу о проблеме пропажи детей и о поддержке семей, столкнувшихся с таким горем. Ежегодно в этот день проходят различные мероприятия – от лекций в школах, до масштабных акций во многих городах России.

Эксперты DataLab проанализировали упоминания Международного дня пропавших детей в русскоязычных СМИ и социальных сетях за 2023 и 2024 годы. Кроме того, с помощью сервиса опросов Яндекс.Взгляд мы изучили мнение россиян о данной проблеме.

Общее количество собранных нами публикаций за 25 мая этого года составило: 5 103 в соцсетях и 616 в СМИ. По сравнению с 2023 годом, в этом году количество публикаций снизилось: на 19% в соцмедиа и на 10% в СМИ.

Аудитория сообщений в 2024 году также снизилась: в соцмедиа с 69 млн. до 43 млн., в СМИ с 81 млн. до 73 млн. пользователей.

Количество публикаций с упоминанием Международного дня пропавших детей 25-го мая 2023 и 2024 гг.

Активное распространение информации началось с самого утра 25 мая и достигло пика в 497 публикаций около 8 утра. Пик сообщений в СМИ также пришелся на утро, хоть и не был таким ярким, как в соцсетях.

В целом динамика публикаций за 2024 и 2023 схожа – наибольшая активность приходится на утро 25-го мая, после чего в течении дня идёт постепенное снижение количества сообщений.

К сожалению, информация о проблеме пропавших детей вне памятного дня практически не распространяется — за день до и на следующий день после (24 и 26 мая) количество сообщений оказалось значительно меньше как 2024, так и в 2023 годах.

Динамика и количество публикаций в СМИ и соцсетях за 2023 и 2024 гг.

В 2024 году наиболее аудиторными авторами в соцмедиа оказались разнообразные сообщества ­– новостные, в том числе региональные группы (Аргументы и факты – aif.ru, ЧС Тюмень, Инцидент Омск), сообщества гос. органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации , Следственный комитет Российской Федерации ), сообщества с подборками открыток (С Днём Рождения Открытки Поздравления на День , Гифы, Гифочки и Анимашки). В 2023 году Топ авторов по аудитории был более однородным – это были преимущественно аккаунты телевизионных каналов и передач (Первый канал, Вести, НТВ, РЕН ТВ, Москва 24), которые публиковали репортажи о Международном дне пропавших детей на своих страницах в социальных медиа (Одноклассниках, ВКонтакте, Dzen и другие).

В этом году пост сообщества «ЛизаАлерт» в ВК от 25-го мая собрал больше всего реакций пользователей – 2,3 тыс. реакций[1]. Группа была лидером по вовлечённости и в прошлом году, когда пост сообщества набрал 4,1 тыс. реакций.

В 2024 году интерес региональных СМИ к Дню пропавших детей возрос: доля их публикаций увеличилась с 55% до 64% по сравнению с прошлым годом. В то же время, количество публикаций от федеральных СМИ снизилось с 45% в 2023 году до 36% в 2024 году.

Интерес к теме среди Топ-СМИ России[2] (такие как РИА Новости, Аргументы и факты, Парламентская Газета, Газета.Ru и др.) снизился по сравнению с прошлым годом — с 26 публикаций в 2023 году до 12 в 2024.

Подробные данные исследования, посвященного Международному дню пропавших детей, которое включает в себя анализ социальных сетей и СМИ, а также результаты опроса общественного мнения будут представлены уже скоро в полном отчете об исследовании.

[1] Вовлечённость – сумма лаков, репостов, комментариев.

[2] Топ-СМИ России – в список этих СМИ попадают самые цитируемые онлайн-СМИ, а также газеты, журналы, ТВ и радиопередачи с самой большой аудиторией.