05.12.2023
Ноябрь традиционно является месяцем скидок и распродаж не только в нашей стране, но и в мире. В России основными распродажами являются «Всемирный день шоппинга» (более известен как «11.11») и «Чёрная пятница» (Black Friday, обычно проходит в период с 23 по 29 ноября). Особенностью распродаж в период ноября является то, что акции проходят несколько дней подряд (или даже до официального старта распродаж, после завершения), а также они предоставляются как в магазинах, так и на маркетплейсах / интернет-магазинах.
Ноябрьские скидки часто становятся предметом обсуждения в социальных медиа, в ноябре 2023 года в соцмедиа они упоминались более 1 млн. раз.
Пики сообщений пришлись на соответствующие даты ноября (11, 24), однако «День шоппинга» и «Чёрная пятница» упоминались также в течение всего месяца. «Чёрная пятница» стала наиболее упоминаемым скидочным днём, обогнав «11.11» почти в 3,5 раза (851 тыс. против 244 тыс.).
При этом пользователи, возможно, не видят большой разницы между ноябрьскими акциями и называют «Чёрной пятницей» все акционные предложения с начала ноября, в том числе, «День шоппинга», а «Чёрная пятница» становится обобщающим словосочетанием для скидок.
Помимо сообщений о выгодных предложениях и возможностях сэкономить в период распродаж, в социальных медиа присутствуют негативные публикации, связанные со скидками, которые мы и решили посмотреть.
В интересах исследования было проанализировано 5,7 тыс. сообщений пользователей соцмедиа за период 30.10.2023 по 31.11.2023 с упоминанием ноябрьских скидок в негативном контексте (обман, мошенничество, завышение цен и т.д.). Они составили ≈0,5% от общего количества упоминаний распродаж, скидок в ноябре.
Пики негативных публикаций в 2023 году пришлись на 1 (исследование Superjob о «Чёрной пятнице»), 10 (день перед распродажей 11.11) и 24 ноября (дата проведения «Черной пятницы»).
Негативные упоминания в социальных медиа, связанные с ноябрьскими скидками в 2023 году, можно разделить на следующие тематические группы публикаций:
- Посты со статистикой. В преддверии периода скидок сервис по поиску работы SuperJob провел опрос, согласно которому 76% опрошенных считают ноябрьскую распродажу обманом. Результаты исследования получили широкое распространение 1 ноября как в различных сообществах и интернет-СМИ, так и в личных аккаунтах пользователей.
- Посты-советы для пользователей «как определить липовые скидки» и действительно сэкономить на покупках, противостоять «маркетинговым уловкам».
- Посты-предупреждения, в том числе, с комментариями экспертов, об онлайн-мошенниках в период распродаж. Рекомендации пользователям, как защитить себя от мошенников, какие они используют уловки и схемы. Так, например, заместитель начальника управления безопасности Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрий Ибрагимов дал комментарии на эту тему «Газете.ru».
- Юмористические посты, отражающие отрицательное мнение людей о черной пятнице, характеризующие ее как обман, «лохотрон». Пользователи делились в социальных сетях картинками подобного содержания в качестве анекдотов.
- Отдельно выделяются личные истории пользователей о негативном опыте приобретения товаров, а также посты, где люди делятся своим мнением о степени выгоды скидок. На своих страницах они рассказывают, как отслеживают динамику цен, жалуются на уловки маркетплейсов, оставляют негативные отзывы.
В социальных сетях и на отзовиках пользователи также жаловались на сами меркетплейсы по поводу распродаж: Wilberries (270 упоминаний), Ozon (212), Яндекс Маркет (49), Aliexpress (42). Пользователи отмечали отмену заказов, долгий возврат средств, долгую доставку и большую «накрутку» цен перед и во время распродаж, авторы постов сравнивали цены на желаемые товары в корзине до «скидок», а также сравнивали цены на купленные ранее товары с ценами во время «акций». Некоторые пользователи отмечали, что ждали периода распродаж, однако в нём разочаровались и теперь ожидают его окончания для того, чтобы цены на товары снизились. Основной совет покупателей – сравнивать цены на разных площадках, у разных продавцов и внимательно подходить к покупкам.
Маркетплейсы дают покупателям возможность отслеживать цены и делиться своим опытом, поэтому резкое и необоснованное повышение цен во время периода скидок подрывает доверие к маркетплейсам и продавцам, а негативные отзывы влияют на принятие решения о покупке. Онлайн и оффлайн магазинам стоит быть внимательными в период больших скидок, иначе доверие пользователей может быть утеряно не только к «Дню шопинга» и «Черной пятнице», но и к другим активностям и акциям площадок.