16.07.2022

Период сбора данных: 01.01.2021 – 01.06.2022

Источники данных: русскоязычный сегмент социальных медиа (соцсети, блоги, мессенджеры, форумы, видеохостинги и т.д.)

Последние несколько лет жители крупных городов обсуждают в социальных сетях проблему велосипедов, самокатов и электросамокатов на тротуарах. Если раньше увеличение количества СИМ (средств индивидуальной мобильности) было связано с появлением проката городских велосипедов, то в пандемийный период возрос спрос на доставку, а с ним – увеличение числа курьеров на велосипедах и самокатах, в том числе, и электро. После снятия пандемийных ограничений количество пунктов проката велосипедов, самокатов и электросамокатов в городах продолжает увеличиваться.

С увеличением доступности СИМ для граждан увеличилось и количество проблем, связанных с ними. С января 2021 мы следим за восприятием этой проблемы в социальных медиа.

В 2022 году количество публикаций отстаёт от значений аналогичного периода в прошлом году (30 тыс. 1-5.2022 против 41 тыс. за 1-5.2021). Отдельно выделяются пики публикаций в течение всего периода наблюдения, связанные с происшествиями, иногда трагическими. 

В 2021 г. тема присутствия СИМов на тротуарах оказалась одной из самых негативных среди тех, которые мы изучали в социальных медиа. В 2022 году, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, градус обсуждений темы ещё повысился. Если за первые пять месяцев 2021 года в среднем на одно сообщение с позитивной тональностью приходилось около 9 негативных сообщений, то в 2022 году их было уже 11. 

Количество публикаций следует за сезоном – открытие прокатов велосипедов и электросамокатов, а также увеличение использования личных СИМов. Обсуждаемость темы в 2022 году меньше, чем в аналогичной период год назад, но публикации негативной тематики присутствуют на протяжении всего периода исследования.

В первой половине 2021 года лидером по количеству сообщений стал Санкт-Петербург, петербуржцы написали около 3,6 тысяч сообщений, а москвичи – около 3,1 тыс. Вероятно, это лидерство связано с тем, что первые наиболее обсуждаемые инциденты, связанные с СИМами, происходили именно в северной столице, например: падение солиста Мариинского театра Давида Залеева с электросамоката, сбитый, а затем и избитый петербургский врач и прозаик Валерий Айрапетян, сбитые семилетняя девочка и пятилетний мальчик и так далее. 

После июня 2021 первенство по количеству сообщений перешло к Москве. В столице также произошел ряд крупных инцидентов, широко обсуждаемых в социальных медиа: сбит насмерть самокатом ученый-биолог, правнук поэта Федора Тютчева — Иван Пигарев; на Манежной площади электросамокатчик на полном ходу влетел в 77-летнюю женщину и скрылся с места происшествия; инцидент с Даней Милохиным – тиктокера в центре столицы сбил велосипедист. Это лишь немногие истории, о которых пишут в социальных медиа.

Среди пользователей сформировалось несколько неравных по количеству групп с различными взглядами и отношением к проблеме:

  1. Наиболее радикальная позиция, как и в прошлом году, наблюдается у пешеходов, которые либо были участниками инцидентов, связанных с конфликтом на тротуарах с пользователями СИМов, либо были их свидетелями – «всех велосипедистов и самокатчиков необходимо изгонять с тротуаров всеми возможными способами, в т.ч. с использованием физического воздействия». Также часто сторонниками такой позиции являются мамы, которые переживают за здоровье своего ребёнка и пожилые люди, которые бояться велосипедистов и самокатчиков из-за своего слабого здоровья и медленной реакции. При этом такие пользователи редко рассматривают какие-либо варианты, связанные с попыткой регулирования данной проблемы и поиском компромиссов.
  2. Другая позиция, которая получила продолжение в новом году, связана с тем, что велосипедам, самокатам и электросамокатам не место на тротуаре, но при этом все-таки предлагаются какие-то компромиссные варианты – введение правил дорожного движения для СИМов, ограничение по скорости, введение штрафов за наезд на пешеходов. 
  3. Позиция автомобилистов связана с тем, что велосипедисты, пользователи самокатов и электросамокатов на дорогах не соблюдают правила дорожного движения, что может привести (и приводит!) к ДТП. Наиболее часто упоминаются ДТП на пешеходных переходах, когда велосипедисты и самокатчики не спешиваются, ДТП на перекрёстках, во дворах – часто это дети, катающиеся на самокатах и велосипедах.
  4. Сами пользователи СИМов, в основном, говорят о том, что часто не имеют других вариантов для проезда, кроме как тротуары, т.к. в городах нет или недостаточно развита инфраструктура для езды на велосипедах и самокатах (даже в местах, где расположены пункты проката), а езда по автомобильным дорогам несёт в себе опасность для них, особенно в крупных городах. Также распространённой претензией среди велосипедистов является то, что при наличии соответствующей инфраструктуры, например, велосипедных дорожек – их часто занимают пешеходы, на них выбегают дети (отчего возникают серьёзные претензии к родителям) или дорожки перекрывают машины, делая проезд затруднительным. 
  5. Официальная и полуофициальная позиция о необходимости регулирования передвижения средств индивидуальной мобильности прослеживается как в неофициальных, так и в официальных источниках. С началом сезона активно подключились к работе сотрудники Министерства и Департамента транспорта, МВД, ГИБДД. Активно публикуют памятки правил дорожного движения для велосипедистов и пользователей самокатов, в школах проводят тематические уроки, направленные на повышение знаний о транспортной безопасности.
 

На протяжении всего периода мониторинга основные группы взглядов на проблему не изменились. Также остались полярные мнения участников движения – пешеходов, велосипедистов/самокатчиков и автомобилистов. Однако потребность в каком-то урегулировании и разъяснении правил дорожного движения исходит практически от всех из этих групп.

Среди претензий к велосипедистам, пользователям самокатов и электросамокатов можно выделить следующие:

  • Главной претензией в этом году стала чрезмерно быстрая езда по тротуарам. Велосипедисты и самокатчики движутся гораздо быстрее основного потока пешеходов.
  • Как и в прошлом году, небезопасная езда по тротуарам – частая претензия. Велосипедисты или самокатчики лавируют между пешеходами, не следят за безопасностью пешеходов и могут не заметить, например, ребёнка. Зачастую из-за этого идут жалобы от родителей, потому что они волнуются за безопасность детей. 
  • В центре скандалов оказывается и агрессивное поведение велосипедистов/пользователей самокатов. При столкновении спешеходом они не только не помогают, но и скрываются с места происшествия, оскорбляют и даже применяют грубую силу к пострадавшему.
  • Езда через дворовые территории. Курьеры на велосипеде или самокате часто проезжают через дворы домов – узкие дорожки, играющие дети, машины во дворах – всё это создаёт дополнительные опасные ситуации для всех участников.
  • На дороге к велосипедистам тоже есть претензии – на дорогу выезжают подростки (до 14 лет), велосипедисты/самокатчики нарушают ПДД – едут по середине дороги, едут без опознавательных световых знаков, переезжают перекрёстки, не спешиваясь, из-за чего водители не успевают среагировать и возникают ДТП.
  • Безнаказанность велосипедистов и самокатчиков. Присутствие велосипедов и самокатов на тротуарах и проезжей части вызывают споры среди жителей городов в принципе, а при наезде на пешеходов пользователи СИМов зачастую скрываются с места происшествия и не несут никакой ответственности. 
  • Проблема большого количество велосипедов, самокатов и электросамокатов (в том числе и курьеров служб доставки) на тротуарах. Пользователи СИМов особенно затрудняют движение пешеходов на узких улицах и тротуарах с большим потоком людей.
  • Езда на велосипедах, самокатах и электросамокатах в нетрезвом состоянии.

В отдельную категорию участников проблемы можно выделить курьеров и службы доставки. Общее количество упоминаний курьеров около 1 тыс. (менее 1% от общего числа упоминаний). Причём курьеры зачастую упоминаются без службы доставки, к которой они относятся. Основные жалобы на курьеров совпадают с общими претензиями – быстрое и опасное вождение, столкновения с пешеходами, нарушение ПДД.

При этом пользователи средств индивидуальной мобильности также имеют свои претензии к участникам дорожного движения. Так на велосипедных дорожках можно часто встретить пешеходов, в том числе детей. По невнимательности или незнанию они мешают велосипедистами и самокатчиками, происходят столкновения с ними. Что касается автомобилей, пользователи СИМов говорят об опасном и агрессивном вождении, нарушение ПДД, вождение в нетрезвом виде (случаи ДТП с участие велосипедистов увеличились в начале апреля 2022). Причём зачастую для велосипедистов такое столкновение заканчивается плачевно – травмой и даже смертью. 

Таким образом, по сравнению с прошлым годом, в 2022 среди основных участников обсуждения темы не произошло значительных изменений. Основные участники (пешеходы, пользователи СИМов, автомобилисты), их претензии и различные точки зрения на ситуацию остались неизменны.

Ещё в 2021 к решению проблемы активно подключились государственные ведомства, администрации городов, непосредственно кикшеринги. Проблему средств индивидуальной мобильности обсуждают ещё с 2016 и до сих пор, однако некоторые изменения постепенно вводятся. С июня 2021 к способам урегулирования добавили введение «медленных зон», т.е. мест, где скорость самокатов автоматически снижается до 10-15 км/ч., например, зоны плотного пешеходного трафика. Также введение зон снижения скорости и зон, по которым движение полностью запрещено. Другой вариант решения – в перспективе развитие инфраструктуры для передвижения на самокатах и велосипедах – расширение сети велодорожек, отделение части обочины от основного потока машин разделителями для безопасности велосипедистов и самокатчиков. Или конечное определение статуса электросамокатов на законодательном уровне, разработка критериев отнесения СИМов к определённой категории транспортных средств, например, по мощности/скорости передвижения. 

В 2022 ГИБДД, МВД и Госавтоинспекция регионов уже напомнили правила ПДД для пользователей электросамокатов, а также предупредило водителей о велосипедистах на дороге. В свою очередь, информация о правилах дорожного движения для велосипедистов и пользователей самокатов начала появляться в социальных медиа в виде памяток как для взрослых, так и для детей. 

Градус обсуждений темы по сравнению с прошлым годом несколько ниже, но проблема все еще актуальна.